Правда ли, что в Смоленске нет порядочной торговли

Насколько потребители в областном центре стали более довольны за прошедшие сто с лишним лет

Насколько потребители в областном центре стали более довольны за прошедшие сто с лишним лет
Фото: Светлана Парфенова

Насколько потребители в областном центе стали более довольны за прошедшие сто с лишним лет

Не так давно мы в «МК в Смоленске» стали свидетелями разговора о том, что легче из Челябинска через интернет заказать мебель в прихожую, чем аналогичную в Смоленске. Даже с учетом доставки ценник с Урала оказался значительно меньше. Заинтересовавшись этой ремонтно-мебельно-потребительской темой, мы выяснили много нового, и, как ни странно, - немало забытого старого.

Например, в Смоленске зачастую не работает известный принцип о превосходстве профессионалов над любителями, и не всегда плохо, когда «пирожник сапоги тачает». Так, например смоленские супруги Светлана и Сергей поделились опытом ремонтных работ в квартире. «Связались со строительной бригадой, заказав оклейку обоев на кухне, а в результате после этих «профи» обои уже через месяц стали отклеиваться от стен, хотя покупали клей по рекомендации бригады и в указанном ими магазине. Кроме того, снимая старые обои, весь мусор и грязь работники оставили посреди кухни прямо на паркете, даже не подстелив специальную пленку, которую мы для этого купили». Зато, в комнате, куда они пригласили оклеить обои человека по наводке знакомых (любителя) и ценник оказался на порядок ниже, а качество выше, не говоря уже о том, что порядок в отремонтированном помещении был идеальный. Еще одна смолянка, Ирина, поделилась опытом приглашения для укладки плитки в ванной комнате горожанина, для которого это скорее хобби, чем заработок - основная его работа связана с программированием на фрилансе. Смолянка рассказала, что не столько «ценники» бригад, сколько отзывы об их работе подвигли ее на эксперимент, о чем она ни разу за прошедшие уже несколько лет не пожалела.

В общем, истории сыпались на нас как из рога изобилия. Общий мотив был следующим: неоправданно высокая цена местных умельцев за довольно небрежную работу. Из общего ряда выбивались случаи, когда потребители были в восторге, но таких историй – одна на десяток. А в большинстве своем смоляне бережно передают сведения о мастерах своего дела «из уст в уста», и как драгоценность берегут контакты. Такое сокровище досталось и одному из сотрудников редакции, когда речь шла об устройстве натяжного потолка: быстро, качественно, недорого по сравнению с предложениями раскрученных компаний, уважительно и с кучей полезной информации.

Почему так происходит? Все описанные случаи касаются не тех, кто бегает от налогов, а вполне законопослушных смолян, которые должным образом ведут свой маленький бизнес вполне легально. Как всегда, всё дело – в самом отношении к «делу». Как утверждают исследователи, в любой профессии не более 20 процентов крутых профессионалов, идет ли речь о строителях, мебельщиках, парикмахерах или же об учителях и врачах.

Есть ли особый коэффициент сосредоточения талантов или бездарей в Смоленске? Конечно, - нет. Но червячок сомнения закрадывается после обращения к историческим документам.    

В «Памятной книжке Смоленской губернии» за 1859 год дано описание города Смоленска 1858 года Ф. Никифоровым. Этой публикацией с «МК в Смоленске» когда-то по нашей просьбе поделился редактор журнала «Край Смоленский» Юрий Шорин. Итак, «О будущем Смоленска» по версии 1858 года: «Купечеству нашему пора бы убедиться, что настоящая, добросовестная коммерция заключается не в том, чтобы продать товару хотя не много, да по дорогой цене, а в том, чтобы продать хотя и дешевле, но больше, т. е. чтобы капитал как можно более обернулся, тогда и маленькие барыша превратятся в большие. От этого выиграют и продавцы, и потребители. Дороговизна и недоброкачественность товаров и продуктов заставляют потребителей: или, отказывая себе во многом, покупать только необходимое, или при малейшей возможности выписывать нужное из столиц и других городов и покупать на ярмарках в соседних губерниях. От этого торговля Смоленска, можно сказать, в совершенном застое. Начните торговать добросовестно – и торговля оживится.

…Мещане Смоленска, за немногими исключениями, вообще живут бедно; самое взыскание с них податей не малых стоит хлопот городовому управлению. Причина этой бедности заключается в том, что мещанин старается завести какую-нибудь лавчонку с грошовым товаром и всякими средствами сбывать свой товар преимущественно крестьянину; или пускается в перекупничество сельских произведений у крестьянина же…

А между тем в Смоленске нет не только искусных, но даже порядочных мастеров и ремесленников. Мастеровые и ремесленники наши отличаются неаккуратностию, недобросовестностию в работе и дорогою ценою. Не говорим о том, что между ними развита нетрезвость. Конечно, и здесь есть исключения, но, к сожалению, очень не многие. Последствия те же: кто имеет возможность, тот выписывает и вещи, и самых мастеров из столиц или других мест. Спрашивается: почему бы половине мещанам вместо барышничества в лавчонках, на площадях и за заставами города не учиться мастерству и ремеслам, которые, при добросовестном и с знанием дела исполнении, всегда дадут средства к безбедной жизни…».

Ничего нет нового под Солнцем? Видимо, - да. Если уж и 162 года назад те же проблемы беспокоили смолян, что и сегодня, то вывод прост: недобросовестные исполнители – не уникальны. И еще – пока что история ничему их не научила? Хотя конкуренция все же исправляет понемногу ситуацию. Там, где она есть.

Светлана ПАРФЕНОВА.

Фото автора.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Насколько потребители в областном центре стали более довольны за прошедшие сто шестьдесят два года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру