Главный архитектор города разложил Смоленск по эпохам и улочкам

Когда мы автотранспортом движемся из Смоленска в Москву по минскому шоссе, при въезде в Московскую область на ее границе, у истока Москвы-реки на 148 километре, нас встречает интересная, своим верхом из кокошников, напоминающая огонь, не так давно построенная часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник".

Главный архитектор города разложил Смоленск по эпохам и улочкам
pixabay.com
часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник"

Когда мы движемся в Москву поездом, недалеко от станции Уваровка на границе Московской области нас встречает возвышающийся островерхими шатрами храм во имя преподобного Серафима Саровского.

храм во имя преподобного Серафима Саровского

Когда мы приезжаем на Белорусский вокзал города Москвы, на втором этаже зала ожидания нас встречает трехглавый храм-часовня во имя великомученика Георгия Победоносца.

храм-часовня во имя великомученика Георгия Победоносца

Это все постройки одного мастера - архитектора Николая Васнецова, который сегодня работает заместителем Главы, начальником отдела архитектуры и градостроительства, главным архитектором Смоленска. Также у нас в смоленской области им построены храм "Всех святых в России просиявших" на станции Игоревская Холм-Жирковского района, и храм во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" в поселке Карманово. Помимо церковных объектов у архитектора построено многое: жилищно-общественные строения, пешеходные зоны, парковая, ландшафтная архитектура.

Игоревская Всех Святых в России Просиявших
Карманово. Храм во имя Иконы Божией Матери всех скорбящих радость

- Уже несколько месяцев Вы трудитесь в нашем Смоленске на значимом для города месте в должности главного архитектора. Жителей интересует, как Вы попали к нам, почему взяли Вас?

- Прежде, в течении 4-х лет я исполнял функции главного архитектора в городе Можайск. На тот период Главой городского поселения Можайск был местный житель Василий Михайлович Овчинников. Зная мое не равнодушное настроение к историческому наследию моего родного города и его будущему развитию, пригласил меня поработать вместе, сделать город привлекательным, интересным, объектом туристической значимости. Позднее, из озвученных архитектурно-градостроительных публикаций, опыт о проделанной работе в историческом поселением был отмечен Главой города Смоленска Андреем Александровичем Борисовым, который и пригласил меня на эту должность.

- Вы из Можайска попали в Смоленск. Наш город более крупный. Пригодится ли Ваш опыт на новом месте?

- Да, Смоленск город более масштабный. Но по своему потенциалу очень схож с Можайском. Это города-врата к столице России - Москве. Это древние торговые центры. Каждый из них имеет своего Небесного покровителя: Смоленск - в образе иконы Божией Матери, Можайск - в образе иконы чудотворца Николы с мечом. Сегодня, помимо градообразующих и зодческих памятников, оба города археологически ценны. Вопросы, возникающие в планировании двух городов, близки параллельны. Опыт работы в Можайске основание для дальнейшей работы в Смоленске.

- Николай, а Вы были раньше в Смоленске?

- Первый раз в Ваш город я попал во время обучения в МАРХИ в 1987 году, в эпоху СССР и он был другим, не такой, как сейчас. Нас, гостей, тогда встретила улица Большая Советская. Она нам показалась милым уютным комфортным проспектом исторического города. Не было неказистых информационных плакатов, движение автомобилей умеренно, между аппетитным общепитом с одной стороны улицы на другую более частые переходы, присутствие убедительных трамваев. Улица не динамична и соразмерна движению человека, тем более любознательному туристу или гостю. Можно и поглазеть, и отдохнуть - уютный город. По окончанию старинной улицы увидели кинотеатр "Октябрь" и впервые попали на просмотр премьеры фильма "Кин-дза-дза", а затем, после фильма стены, башни, храмы, башни - информация. Впечатлений море. Приехав домой, сказал: "Для России это не просто город - это город КИТ - красивый, мощный, духовитый", и нарисовал аллегорию-впечатление об увиденном. Символично и то, что в те же годы, это к вопросу моих ранних связей со Смоленском, на четвертом курсе Московского архитектурного института я перевелся учеником на кафедру градостроительства. Меня встретил новый преподаватель: высокий, худощавый, пожилой мужчина. Окинув взглядом, спросил кто я и откуда. Услышав ответ, вдруг преобразился и развернул со мной диалог, рассказав при этом, что он очень хорошо знает Можайск и сам родом из Смоленска. Это был Николай Николаевич Уллас, мой последующий учитель (прожил 95 лет), архитектор известного для всех "Дворца спорта Лужники" в Москве, заместитель начальника Глав АПУ Москвы, преподаватель московского архитектурного института. Очень добрый, отзывчивый, безусловно, талантливый человек. Через много лет, мы с ним встретились в родном институте, только теперь я уже был преподавателем МАРХИ, об этой встрече сохранилась памятная фотография. Так что теперь, работаю архитектором в городе, где родился мой преподаватель по архитектуре.

- Как Вы считаете, в чем перспектива будущего Смоленска?

- Смоленск может иметь статус туристического города, при интересных исторических объектах: жилой застройки, крепости, храмах, - это очевидно. И здесь есть над чем поработать. С созданием туристической структуры, необходимо выявление интересных маршрутов - военно-исторических, культурных, церковных и так далее, в сопровождении новых малых архитектурных форм и информационной навигации. Смоленский туризм не освоенная отрасль, которая может стать доходной индустрией для жителей города. Архитектурно-дизайнерские решения в достижении этой цели имеют не последнее значение.

- Что интересного в древнем Смоленске кроме стен крепости и храмов?

- Планировка. Уже сама по себе музейная. Путешествуя по старым кварталам Смоленска, прямолинейным в ровной плоскости, вдруг обнаруживаешь затейливые городские уголки. Это древний город. Наделен крутым рельефом, по которому потоком сливаются улицы, и что в них ценно, местами на них от прошлых веков сохранились мощеные камнем мостовые, которые асфальтировать не прилично. В местах этих маршрутов так и напрашивается формирование налаженной среды с фонарями, лавочками, кафе и прочее. Интересны памятные чугунные доски 19 века на внешних стенах при входе в Успенский кафедральный собор с информацией о героическом противостоянии смолян врагу, что производит на туриста неожиданное впечатление, без экскурсовода.

- Есть ли какие причины, умоляющие город, не позитивно влияющие на его развитие?

- Есть и такие, не благотворные для города. Это касается не только Смоленска, но и других городов. В проектировании исторических поселений они на поверхности, где один недостаток переходит в другой и порождает следующий. Свойственны они нашей эпохе развала постсоветского пространства.

Первая причина. В сложившейся застройке советского периода не закладывались большие площадки под автотранспорт. Тем более в исторической застройке они ранее не предусматривались. На сегодня, в период увеличения количества транспортных средств, когда на квартиру, условно, приходится по машине, этот острый вопрос решается проблематично. Плотность расположения домов, при детских площадках, мусорных контейнерах, сушки белья, озеленении не всегда позволяет устроить площадь транспортной парковки. Обозначается издревле заложенный дефицит территории в названном вопросе.

Вторая. Предшествующая политика 90-х и 2000-х годов по раздаче территорий в руки новоявленных собственников, зачастую была необъяснимой и чуждой жизнедеятельности горожан. Раздавались общественные городские земли, необходимые в организации движения людских потоков, необходимые в устройстве зон отдыха и т.п. Они исчезали без учета каких-либо перспектив по необдуманному желанию необузданной прихоти, причем на крепко юридически оформленном основании. Спустя годы, люди, допустившие это, уже в органах администрации не работают. И ответственность, кем-то прежде принятых решений, переходит на современных руководителей, которые при развитии города по закону не могут вернуть или точнее восстановить пространственную справедливость города.

Третья. Исходя из предыдущего пункта, скупщики земель или потенциальные застройщики начинают осваивать эти земли на свой лад не в интересах города, а ориентируясь на то, что приносит доход. Выгодное строительство — это торгово-офисные центры, многоквартирные дома. Отсюда, появляется высотная точечная застройка, бедствие исторических городов. И по закону, по просьбе справедливо недовольных жителей, к примеру, тот же Глава города в пользу горожан ничего сделать не может, тем более тут бессильны архитектор или какой-либо заместитель. Юридически застройщики в своих правах. Возникает высотное строение, диссонирующее с окружающей средой, нарушающее городской ландшафт, с дефицитом парковочных мест и прочих площадей. Из этого создаются сложные конфликтные ситуации. Кто-то доволен, кто-то разочарован. В конечном итоге город теряет свою самобытность, индивидуальность.

Четвертая. Еще один бич и враг любой архитектурной городской среды нашей эпохи - это появление новоявленных юрких псевдо-архитекторов в области монументальной градообразующей архитектуры, не имеющих ни художественного вкуса, ни знаний, ни тем более специального долговременного архитектурного образования, пришедших в область архитектуры не по творческому вдохновению, а по меркантильным соображениям. Это бедствие. При допустимой возможности приобрести печать, зарегистрировать свои права эти «чудотворцы», умеющие успешно переводить "километры в рубли", законно врываются в поле архитектурной деятельности городов и начинают сокрушать сложившуюся среду. К названным проблемам градостроительства добавляется мастер-проходимец, который шьет как умеет. Конечно, как-то вопрос этого безобразия надо решать. Здесь необходим ресурс волевых административно-юридических решений, согласованных с архитектурным градообразующим замыслом - единый необходимый фактор.

- То есть заказчик и архитектор – выступают в одном лице?

- В истории Смоленска есть хорошие показательные этапы архитектурного наследия, подтверждающие это определение. С 1943 года освобождённый от фашистов, но разрушенный до основания город восстанавливал и преобразовывал архитектор Даниил Петрович Коваленко. Мастер не только в архитектуре, содействовал сплочению других архитекторов, скульпторов и живописцев, которых здесь не мало. При нем был строгий заказчик - государство, при котором непрофессионализм и прочее не допускалось. Отсюда, при синтезе государственной воли и творческого начала послевоенный Смоленск и его восстановленный исторический центр - образец архитектурного преображения.

В 1817 году совместно с сенатором города Павлом Никитовичем Кавериным главный архитектор России Вильям Гесте разработал план - ныне осуществленный в Смоленске. Он отказался от спрямления улиц из-за крутого рельефа, и незначительно выпрямил их только на более ровном участке в районе Блонье. Тогда же спроектированы вне исторического города и классические кварталы Офицерской и Солдатской слобод, Заднепровские кварталы с рынком. Благодаря общему решению сенатора и архитектора крепостной Смоленск сохранил черты архаичной иррациональной планировки и приобрел новые рационально-классические. На сегодня, синтез двух планировок определяет "шарм" исторического городского пространства.

Следующий исторический этап Смоленска, где государственный деятель и зодчий успешно решают эпохальное строительство кирпичной смоленской крепости, начало которой пришлось на правление сына Иоанна Грозного - Феодора. При его болезненном состоянии его попечитель Борис Годунов фактически занимался государственными делами и развернул широкое массовое строительство крепостей и храмов по всему царству. Масштаб "каменного" строения требовал мастеров высокого класса в уделе зодчества. Поэтому на опасное стратегическое направление против запада Годуновым в Смоленск был направлен один из лучших мастеров Руси Федор Иоаннович Конь. Который с 1595 по 1602 годы и построил мощнейшую цитадель, закончил работу уже в царствование Бориса Годунова. Здесь, мы видим государственный заказ и неукоснительное его выполнение, где возвышается имя зодчего, как искусного специалиста своего дела, при этом сам заказчик, хранитель земли русской, остается как бы незримым в народной памяти.

И, наконец, обратим внимание на истоки Смоленска, на эпоху одного из первых лиц, определившего значение города и его образ в истории как княжеского и ключевого в значении страны - Владимира Мономаха. В этом человеке единовременно сочеталось два начала - как государственного деятеля, так и зодчего. Известно, что многие в княжеской потомственной аристократии обладали дарами не только управления, но и дарами воинскими, а также дарами искусств. Из последних Владимир не только владел писательским даром, но и проявил себя, как зодчий, построив не мало крепостей и каменных храмов. Не зря многих князей изображали с макетами храмов в руках, так как они в реалии их проектировали и отслеживали строительство. По сути они были градостроителями, архитекторами. При постоянном походном перемещении по Руси они общались со многими мастерами, из-за рубежа тоже. Перенимали европейский опыт, совершенствовались в нем, чтоб отечество с народом, где они главенствовали, было лучшим, а значит и сильным. Но по статусу государственных деятелей, то есть исполнению их волевых решений и поступков, такие таланты как воевать, рисовать, строить, писать, - летописцами отмечались условно: "пошел воевать, построил храм, написал завещание и т.п." Итак, Владимир Мономах своей государственной княжьей волей в 1101 году заложил первый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске. Помимо других мастеров Владимир Мономах - административный деятель, по сути, первый зодчий известного храма и Смоленска.

- Я понимаю, что Вы новый человек в городе и в процессе работы познаете его нравы, историю, архитектуру. Но есть ли фрагменты города, где Вы, как человек "с корабля на бал", но архитектор пожелали бы изменить его к лучшему?

- Не трогая вопросы по застройке древнего Смоленска, отмечу три градообразующих фрагмента центральной части города, необходимые к изменению и улучшению Смоленска для горожан, гостей города и туристов. Это центральная площадь Победы, на которой сходятся улицы: Большая Советская, Тенишевой, Гагарина, Дзержинского. Она центральная "по понятию". Но пространственно она не выражена, она не интересная, площади то нет, есть сложный перекрёсток. Здесь, хотелось бы видеть обширное объединяющее улицы автотранспортное кольцо, с переносом в центр кольца существующего памятника воинам трех эпох. Автодорожная геометрия с доминирующим в центре памятником визуально выявит первостепенное значение площади по факту, обозначит её границы. Далее, в створе улицы Гагарина, при движении на автомобиле от названного центра, на пересечении с улицей Николаева при ТЦ Гамаюн, есть сквер. Лучшего места для постановки недостающего в полный рост памятника, заметного от площади Победы, смоленскому земляку первому в мире космонавту Юрию Гагарину в городе не подыскать. На это надо обратить внимание. И третье наблюдение касается пешеходной улицы Октябрьской революции. Это удачно запланированная ось, от смотровой площадки над поймой Днепра, соединяющая старые кварталы города с новыми, с перспективой выхода в парк Реадовка. Но она не достроена. Здесь напрашивается очистить ось пешеходного прохода от случайного, нелепого здания, названного в народе "Пьяный домик" на пересечении с улицей Кирова с заменой его на фонтан, и закончить пешеходное парадное движение стреловидным зданием по принципу МГУ в Москве. Эти незавершенные фрагменты обращают на себя внимание при знакомстве с городом.

- Николай, сегодня чиновник в большей степени должен обладать юридическими знаниями. Насколько нужно архитектурное образование на Вашем, в общем-то, чиновничьем посту?

- Юридические навыки необходимы в современном управлении, но если пространство поселения будет формировать только юрисдикция чиновников, то это будет не совсем правильно. К примеру, необходимо на участке территории поставить памятник. Заказывается планирование местности и осуществляется. Затем устраивают конкурс среди архитекторов и скульпторов на памятник. Вроде бы все логично, но не совсем так. Надо знать особенности отработанных временем правил формообразований городского пространства. Композиция памятника может быть моноцентричной или полицентричной, монодинамичной или полидинамичной. От того какая композиция зависит геометрия планирования. Поэтому сначала надо устраивать конкурс, а затем под проект победителя закладывать дорожки, фонтаны и прочее. Как правило планируют территорию под моноцентричную компоновку. Но в конкурсе, к примеру, может выиграть более лучшая, украшающая город полидинамичная композиция, под которую необходимо противоположное творческое решение благоустройства территории. Получается конфуз, и планирование следует переделывать с вытекающими затратами. Так что архитектор-чиновник должен понимать законы зодческих устроений, иметь специальное архитектурное образование. Отсюда отметим, чиновники - есть государственные служащие, и в управлении городского хозяйства, помимо прочих, должны быть люди, обладающие более широким спектром знаний во многих специализированных областях.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру