Как 6 смолян в год 75-летия Победы уничтожили 5172 боеприпаса времен ВОВ

В мирное время смоленские саперы получают медали «За отвагу», ведь война идет, пока не обезврежен последний боеприпас.

Как 6 смолян в год 75-летия Победы уничтожили 5172 боеприпаса времен ВОВ
Слева направо: Анатолий Никифоров, Михаил Смирнов, Ярослав Пантелеев. Фото Светлана Парфенова "МК в Смоленске"

Отряд из восьми человек - единственный на всю Смоленскую область – обезвреживает и уничтожает взрывоопасные предметы времен Великой отечественной войны. Шесть специалистов имеют Единую книжку взрывника. Трое из них имеют право руководить взрывными работами. Два водителя, перевозящие «страшные находки» - важные члены отряда.

Отряд специальных работ профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области с момента создания, с 1999 года, обезвредил 77540 взрывоопасных предметов времен прошедшей войны. И, как говорят ребята, — это малая часть того, что до сих пор хранит напоминанием о боях земля Смоленщины. Сотрудники отряда рискуют жизнью практически каждый день, и это не красивые слова, а констатация факта: за 10 месяцев 2020 года они уже совершили 231 выезд. Каждая поездка – работа по заявке, чтобы обезвредить артснаряды, мины, гранаты, бомбы…

В конце ноября мне посчастливилось лично познакомиться с Анатолием Никифоровым – заместителем начальника отряда, Ярославом Пантелеевым, главным специалистом отряда спецработ, который в этом году признан лучшим пиротехником региона, и с временно исполняющим обязанности начальника профессиональной аварийно-спасательной службы Михаилом Смирновым.

Когда обратилась в пресс-службу Пожарно-спасательного центра, чтобы спросить, сколько боеприпасов уничтожили в год 75-летия Победы, меня без всяких согласований и официальной подготовки просто пригласили в гости на улицу Маршала Еременко, где дислоцируется отряд.

Кстати, никакого отношения к службе в МЧС, к людям в погонах, этот отряд (как и Пожарно-спасательный центр, в составе которого работает подразделение) не имеет. С удивлением поняла, что люди, для которых героические дела – это повседневность, получают зарплату около 20 тысяч рублей и выходят на пенсию в те же 65 лет, как простые негероические смертные. А все потому, что Центр – областное государственное бюджетное учреждение, и казна области – это вам не федеральный бюджет на оборону.

Мои собеседники почему-то не хотели заострять внимание на этом вопросе. Только по ходу разговора сама поняла, что для них, ходящих по краю - между жизнью и смертью, - наши привычные обывательские ценности про «много денег» важны, но стоят далеко не на первом месте.

Анатолия Никифорова, заместителя начальника отряда в ноябре Президент наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Начальник отряда удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Спрашиваю у Анатолия о том, каким требованиям должен отвечать человек, который захочет здесь работать. «Мужчина. Старше 18 лет, с техническими навыками, аналитическим складом ума, уравновешенным характером. Главное – желание учиться. У нас есть специальный учебный класс, где занятия не прекращаются ни для новичков, ни для специалистов», - Анатолий уверен, что профессия сапера – призвание. Кстати, учебный класс, который мне показали, даст фору многим музеям. Только здесь мины, снаряды, бомбы, взрыватели, гранаты и прочее - не экспонаты, а наглядные практические пособия. Среди них есть уникальные образцы, которых не найдешь нигде: ½ пудовая фугасная бомба системы Орановского образца 1914 года, обезвреженная в свое время в Катыни (бомба времен Первой мировой войны) или редкая химическая авиабомба ХАБ-250-200Р-5, обезвреженная когда-то в Починковском районе.

Спрашиваю у Ярослава – лучшего сапера по версии конкурса «Созвездие мужества-2020» о том, как он выбрал профессию. Ярослава судьба привела в отряд, потому что он занимался поисковым движением в Ярцеве. Ярослав Пантелеев работает в отряде с 2014 года, на его счету свыше 10 тысяч обезвреженных взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.

«Осторожность или смелость, что главнее?», - задаю вопрос. «И то, и другое. Приветствуется здоровое недоверие», - с улыбкой отвечают собеседники и не отрицают, что бывает страшно ошибиться, ведь встречаются специфические взрыватели с часовым механизмом, когда неясно, почему их заклинило и может ли возобновиться отсчет времени, бывают взрыватели с ловушками, с креплениями на растяжке… Каждый случай, каждый выезд – по-своему уникальны.

«Какой проводок резать: красный или синий?», - вспомнив продукцию киноиндустрии, вставляю свои «пять копеек».

«Это в кино бывает. В жизни все не так», - собеседники развеивают мои представления о разминировании. В каждом из районов области есть специально отведенный полигон, где сотрудники отряда уничтожают найденные предметы времен ВОВ. Бывает, что от взрывов переламываются огромные деревья. Всякий раз выставляется оцепление, а техника безопасности – не пустой звук, а заученное как у верующих «Отче наш…».

В кабинет, где мы разговаривали с Анатолием и Ярославом заглянул Михаил Смирнов. До того, как стать временно исполняющим обязанности начальника профессиональной аварийно-спасательной службы, он работал в отряде в должности заместителя. Михаил вспомнил случай, произошедший несколько лет назад в Понизовье, когда три тонны боеприпасов были найдены возле моста на площадке, где устраивали народные гуляния, куда приезжали свадьбы, где традиционно разжигали костры для пикников. «Представляете, если бы кострище устроили метров на пять в сторону…». Мне было интересно, где чаще всего находят предметы времен войны. Наибольшее количество заявок поступает при обнаружении боеприпасов в лесах, при распашке полей. Оказывается, что нередки случаи нахождения целых «схронов». После войны в разных районах, не имея возможности обезвредить мины и бомбы, рыли траншеи, куда свозили боеприпасы с полей, из населенных пунктов, засыпали землей. Сейчас, когда появились современные металлодетекторы, таких «складов» находится немало.

Но. Романтика романтикой, а отряд специальных работ профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области волнуют непраздные вопросы, связанные и с безопасностью людей в первую очередь, и с проблемой «коммерческой» деятельности некоторых смолян. Как отметил Михаил Смирнов, есть «деятели», к которым отряд систематически выезжает по заявкам. И всякий раз сотрудники сталкиваются с «оптом». Например, в Духовщинском районе на станции Вотря. Боеприпасы уже собраны ровными рядами или лежат едва ли не в мешках из-под сахара, скрупулезно подсчитано их количество. Ежегодно выделяется миллион рублей для вознаграждения граждан в области, добровольно сдающих боеприпасы. Около тысячи рублей за штуку, около 300 рублей за сто грамм тротила… И каждый раз – по несколько сотен предметов. Дело не в деньгах – бойцы отряда чужое не считают, но одно из первых и главных правил для каждого гражданина: ни в коем случае не касаться, не перемещать, не пытаться разобрать найденный предмет. А тут – все признаки коммерческой деятельности. Иногда люди просто не понимают, насколько это опасно. В августе 2017 года в Сафоновском районе и в Андрейкове Вяземского района погибли двое «саперов-любителей», подорвавшись на бомбах. Говорят, сапер ошибается однажды, а самодеятельного «специалиста» эта смертельная ошибка подстерегает с самого первого раза.

И еще одна проблема беспокоит сотрудников областного Пожарно-спасательного центра – строительство. Перед тем, как рыть котлован и возводить здания, необходимо обследовать территорию. Когда речь идет о госзаказах, все в порядке. Так отряд проверил площадку и для строительства ТЦ «Метро», и «Леруа-Мерлен». А вот частники не всегда придают значение таким «мелочам». 20 раз за 8 лет саперам приходилось выезжать в Велиж. И если кто-то думает, что Смоленск, как областной центр, застрахован от страшных находок, он глубоко ошибается. Две бомбы по 250 кг обезвредил отряд на улице Крупской, где возводился новый дом. На улице Нижне-Профинтерновская при строительстве коттеджа трактор «зацепил» авиабомбу, к счастью – без трагических последствий. Каждую неделю сводки дополняются новыми сведениями о том, что специалисты Пожарно-спасательного центра обезвредили установленным порядком столько-то единиц взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.

Только теперь, читая эти сухие строки отчетов, я буду вспоминать лица людей, которые каждый день рискуют жизнью. В мирное время для них и через 75 лет не закончена война, пока не обезврежен последний снаряд, пока израненная боями Смоленская земля не очистилась, не отзвучали последние раскаты «эха войны».

5172 боеприпаса обезвредили 8 человек в Смоленской области в год юбилея Победы за 10 месяцев, 231 раз за 306 дней выехав рисковать собственной жизнью, чтобы сохранить наши. С 2002 по 2008 год семь специалистов отряда награждены медалью «За Отвагу», пять – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру