Они носят смолян на руках, спасая жизни

Испытано на себе

Пока мы отдыхали, веселились на новогодних каникулах и кушали оливье, они продолжали делать все, чтобы мы оставались в безопасности. 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году они находятся на страже нашего благополучия.

Испытано на себе

Вопреки расхожему народному выражению, они не спят между вызовами.  И даже после тяжелейших выездов, часто рискуя жизнью в борьбе с неуправляемой стихией и спасая жизни людей, не откажутся забраться на дерево, чтобы снять оттуда очередного котенка. Хотя, справедливости ради, стоит задать вопрос: вы когда-нибудь видели упавшего с дерева обессилевшего кота? Рано или поздно они всегда спускаются сами. Здесь, по большому счету, спасатели не нужны.

И вот они снова мчатся на каждое серьезные ДТП, вооружившись спецоборудованием, чтобы вовремя деблокировать из искореженного автомобиля человека. Они окажут первую доврачебную помощь, они спасут случайно пленную на балконе своим маленьким чадом мамочку, развернув огромную автолестницу. Они могут все!

И да, они умеют управлять не только огненной стихией, но и своим человеческим страхом, делая его своим дополнительным ресурсом.  Они готовы к невозможному, могут невозможное и делают невозможное.

Наверное, только ОНИ способны сделать прыжок из качающейся люльки в полыхающую квартиру на 16-м этаже в 50-ти метрах от земли.

Их боевая одежда настолько тяжела, что в ней неподготовленному человеку не то, что бегать, карабкаться по лестнице, тушить пожары и спасать людей... В ней даже стоять тяжело! Я примерила на себя и убедилась.

Недавно я побывала в гостях у наших смоленских пожарных, героических ребят, которые рассказали о своей профессии то, о чем простой человек вряд ли даже догадывается.

 

45 метров под люлькой

 

Андрей Новожилов, заместитель начальника службы, начальник дежурной смены службы пожаротушения ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Смоленской области, подполковник внутренней службы и опытнейший наставник молодых огнеборцев, встретивший меня в Управлении, начал с главного: «Вы когда-нибудь поднимались по воздуху на высоту 16-тиэтахного дома? Нет? Тогда поехали!»

Кстати, Андрей Вячеславович не просто талантливый и опытный пожарный-спасатель. Он, можно сказать, рожденный им.  Его отец, дед и прадед были пожарными. Он рос в пожарной части, всегда находился среди пожарных, ночью вскакивал по пожарной тревоге вместе со своим отцом и видел, как он и другие здоровые мужчины бегут под вой серен, иногда сбивая друг друга, и уезжают на пожар. Он видел, как работают, чем живут эти люди, и чего стоит быть пожарным. И у него никогда даже не возникло вопроса, чему посвятить свою жизнь.

А тем временем мы приехали в пожарную спецчасть, и на меня уже надевают пожарный пояс со страховкой, к ногам опускается пожарная люлька, а где-то в животе поднимается волна страха…

10 метров над землей.. 20…25…40… 45! Ноги становятся ватными.

Нет, пожарным мне не быть, на ватных ногах ты ничего не сделаешь, даже если представить на секундочку, что перед тобой взывающий на помощь человек в горящей квартире. Пожарному надо сделать уверенный прыжок, трансформировать страх в максимальную концентрацию, совладать с инстинктом, действовать уверенно и четко. Иначе…

Андрей Вячеславович на высоте рассказывает мне о том, как действует пожарный в подобных ситуациях, но я его уже плохо слышу… Мне страшно. И это только высота: без огня, дыма, криков и паники. Нет, пожарные – это особенные люди, супер-люди. Научиться такому, кажется, невозможно.  Такими качествами надо обладать от природы. Либо сможешь – либо не способен!

 

Любыми способами выше

 

Кстати, еще несколько лет назад в Смоленске, при появлении высоток выше 10-ти этажей, существовала проблема отсутствия техники, которая способна добраться до последнего этажа. Теперь таковая есть. Но к сегодняшнему дню в Смоленске появились дома и выше 20-ти этажей. И вслед за этим та же проблема – пожарные вынуждены пробиваться выше в ручную, порой, с помощью штурмовых лестниц, высота использования которых, как говорит Андрей Новожилов, ограничивается только психическими способностями человека. Любыми способами выше и выше!

«Кстати о «штурмовках», на первый взгляд, казалось бы, примитивных ручных лестницах… В начале 2000-х годов в Смоленске был просто вал пожаров в общежитиях-пятиэтажках, - вспоминает Андрей Вячеславович. – Несколько суток подряд горели 2 или 3 общежития за ночь – это были серьезные пожары. Происходило массовое спасение людей. Жильцы буквально гроздьями свисали из окон… Не хватало ни людей, ни автолестниц. Что же дать? И вот тогда у нас был в порядке вещей, так называемый, комбинированный способ подъема. Трехколенная лестница поднимала до третьего этажа, а затем в ход шли «штурмовки». В ситуации, когда у спасающегося человека просто нет выбора, когда «в спину кусает», он вполне себе сносно спускался и с помощью «штурмовки». Его часто даже не приходилось подгонять, только подстраховывать.

Причины тех пожаров были самые разные: курение в постели, неисправные электроприборы… Но самый жестокий пожар (я даже помню адрес - Рыленкова-60а), случился после поджога. В три часа ночи поджигатели облили горючей жидкостью два этажа (в общежитии были очень длинные коридоры). К нашему прибытию пятиэтажная общага превратилась в крематорий. Тогда мы использовали все, что знали и чего не знали, придумывая планы спасения на ходу!»

 

37 секунд!

 

В день визита в пожарную часть Андрей Новожилов и его коллега, помощник начальника караула 14 пожарно-спасательной части отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Смоленской области стажер при СПТ, старший сержант внутренней службы Алексей Филатов показали мне гараж с боевой техникой, которая «вылетает» на пожар примерно в течение 34-х секунд. В любом случае не более минуты. Видела я и пункт обогрева, и огромный плавающий танк, который перевозит до 12-ти тонн груза и другие невиданные для простого смертного «аппараты».

А еще мне посчастливилось лицезреть всю мощь и дальность работы так называемого лафетного ствола, предназначенного для подачи струи воды или воздушно-механической пены при тушении пожара с давлением до десяти атмосфер, дальностью до 75 метров и производительностью до 40 литров в секунду. Чтобы было понятно, для подъема водяного столба на высоту 10 метров (до 3 этажа) необходимо давление в одну атмосферу.

Но, наверное, самым впечатляющим для меня было оказаться свидетелем самой настоящей пожарной тревоги. Зрелище, надо сказать, крайне эпичное! 37 секунд, подумать только! См. видео.

Пожарная тревога в смоленской части. На выезд 37 секунд

Смотрите видео по теме

 

То, что пожарные никогда не считают

 

Когда я спросила у Андрея Новожилова, сколько раз он оказывался в ситуации, где, действительно, существовала серьезная угроза для его жизни, то сразу же поняла, насколько нелепым был мой вопрос. Сколько пожаров, сколько вынесенных на руках людей? Такие моменты никто не считает, да и нельзя записывать спасенного человека на счет только одного пожарного. Тушение пожара – это исключительно командная работа, командный подвиг.

 «Любой пожар – это когда ты идешь в никуда, - рассказывает пожарный. - Часто ты не знаешь, есть ли в эпицентре огня взрывоопасные предметы, которые могут «бомбонуть» в любую минуту, легковоспламеняющиеся жидкости, транзитные электрокабели, ненадежные несущие конструкции и даже боеприпасы. Например, частный жилой дом – это обязательно газовый баллон, про который никогда не скажет хозяин. Он о нем почему-то забыл».

Затем он показал мне свой боевой шлем и продолжил: «Этот предмет спас мне жизнь очень много раз. А однажды он выдержал разряд троллейбусной контактной сети в 600 вольт. Провода так и легли на его поля»...

А еще Андрею Новожилову запомнился момент, когда он чуть не погиб, проработав после академии всего год или два. На одном из пожаров в задымленной зоне в сложном помещении, забравшись в труднодоступное место в поисках очага возгорания, он потерял ориентир выхода. Воздуха в баллоне оставалось минут на пять. И тогда впервые он отчетливо понял, что если сейчас не успокоится, не возьмет себя в руки, не вспомнит каждый свой шаг: как залезал, как двигался, то отсюда не выберется. Гарантировано… Баллон уже свистел, подавая сигнал, что воздух на исходе. В таких условиях элементарно поддаться панике. Но пожарный сумел переключиться на режим холодной аналитики и уже через три минуты нашел выход. Эта способность концентрироваться впоследствии еще не раз помогла ему остаться в живых.

Для пожарного его работа должна быть рутиной, конвейером. Неважно, на какой высоте, как много огня, какая паника вокруг. Он должен «выключить» свои эмоции. Слаженная и почти механическая работа – работа на результат.

Когда в Смоленске горел «Шарм», от мощного теплового излучения плавилась краска и проблесковые маячки (мигалки) пожарных машин, к горящему зданию невозможно было подступиться. Произошло обрушение! Но пожарные продолжали выполнять свою работу.

Они до последней секунды будут бороться за жизнь каждого человека, когда, казалось бы, надежды уже нет. Они будут держать, в прямом смысле, пальцами вскрытые артерии на шее, попавшему в страшное ДТП, человеку до приезда скорой помощи, и этот человек выживет к крайнему удивлению самих медиков! Они моментально приведут в чувство обезумевших до неадекватности от страха родителей, просящих помощи на балконе горящей квартиры, которые первой протягивают в люльку к пожарному свою кошку, вместо того, чтобы передать грудного ребенка. Они обезвредят здорового мужика, который в задымленном пространстве срывает дыхательный аппарат с собственного ребенка, чтобы первым покинуть горящий дом (да, было и такое). Они видят и переживают такое, что нам и не снилось. Низкий им за это поклон.

 

Оставь себе шанс

 

И в заключении два простых совета от опытного пожарного, соблюдение которых могли бы спасти тысячи жизней во всем мире. Ведь каждый из нас в собственных же квартирах, только лишь потому, что есть электричество, газовые котлы и соседи (за которых нельзя поручиться)  живет, как на пороховой бочке.

  1. Никогда не ставьте входные двери, которые закрываются изнутри на ключ. Дверь должна закрываться так, чтобы ее можно было открыть молниеносно, не теряя время на поиск ключа. При пожаре у человека в жизни может оставаться лишь пара вдохов, а ему нужно вспомнить, где ключ. В панике, порой, сделать это уже невозможно.

А еще, если вы выходите из квартиры, где остается ребенок, пусть даже до магазина, задайте себе вопрос: сможет ли он, в случае чего, самостоятельно выйти из квартиры? Если нет – вы преступник!

  1. Потратьте совсем незначительные деньги и немного времени на установку дымовых датчиков. Сколько людей не погибло бы, если бы у них дома был «хранитель», который мог вовремя разбудить. 98 процентов людей просто задыхаются при пожаре, а спящие люди даже не успевают проснуться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру