Событие неординарное не только для Смоленска, но и для всей России.
Хотя сегодня новости из-за океана не блещут позитивом, такое событие, как выступление Главного внештатного микробиолога Минздрава России, ректора СГМУ, профессора Романа Сергеевича Козлова на главной площадке мирового сообщества, это веха в истории здравоохранения и Российского, и мирового. Проблеме антибиотикорезистентности стали уделять внимание на самом высоком уровне.
Что такое антибиотикорезистентность, и почему эта проблема стоит так остро сегодня, мы спросили у самого Романа Сергеевича.
- Насколько неожиданным для Вас стало приглашение в Генеральную Ассамблею ООН?
- Нет, неожиданным оно не было, дело в том, что Российская Федерация имеет очень значимый опыт в борьбе с антибиотикорезистентностью, и по инициативе Министерства иностранных дел, и при поддержке, безусловно, Министерства здравоохранения РФ, Российская Федерация направила сою кандидатуру, в данном случае мою, для участия в пленарном заседании. Мы были первыми, когда ещё формировалась программа.
- ООН и микробиология, насколько все серьезно и какой ожидается итог этой программы?
- Ну вообще за всю историю Генеральной ассамблеи ООН это второй случай, когда медицинская проблема обсуждалась два раза. Антимикробная резистентность обсуждалась в 2019 году и в 2024 повторно, до этого такая случая была только с синдромом приобретенного иммунодефицита. То есть это подчеркивает насколько значима эта проблема, и то, насколько страны едины в желании эту проблему решать. Поэтому и используют для этого поля Генеральной ассамблеи.
Итоговым документом этой, довольно длительной работы, стала Декларация Генассамблеи ООН, которую подписали 24 сентября 2024 года уже главы делегаций стран членов Генассамблеи.
В ней прописаны согласованные действия и подходы стран в борьбе с антибиотикорезистентностью. Т.е. это вещи связанные с потреблением антибиотиков, с мониторингом, финансированием разработок в этой области, и т.д. Т.е. на самом деле это очень серьезный документ, в котором каждая запятая очень долго согласовывается странами, и сам факт его принятия, говорит не о том, что страны просто хотят бороться с проблемой, а намечает конкретные пути борьбы с антибиотикорезистентностью. Декларация говорит об обязательствах стран выполнять условия, которые они подписали. В этом году её подписало рекордное количество стран, и это говорит о том, что существуют единые подходы в целом и единое понимание того, что эта проблема требует неотложного внимания глав государств и правительств.
- Помимо России, какие страны сегодня активно занимаются проблемами антибиотикорезистентности?
- Практически все. Без сомнения очень мощный опыт есть у Великобритании, Швеции, Соединенных Штатов Америки. Это традиционно Западная Европа и США, но я считаю, что Россия стоит в этом ряду не случайно и наши успехи в этом деле несомненны. Российские образовательные компании фармацевтов и врачей среди населения, разработки цифровых продуктов для борьбы с устойчивостью к противомикробным препаратам, о чем сказал на недавней встрече высокого уровня БРИКС министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко:
«Существует еще один вектор инфекционной угрозы, к которому страны БРИКС в этом году впервые уделили пристальное внимание. ВОЗ отнесла устойчивость к противомикробным препаратам в число десяти главных угроз. Российская Федерация находится в ряду передовых стран с низким уровнем потребления антимикробных препаратов и является одним из мировых лидеров в разработке цифровых технологий, направленных на поддержку борьбы с устойчивостью к противомикробным препаратам».
И кстати впервые, в преддверии Генассамблеи ООН на нашем большом конгрессе микробиологов в рамках председательства России в БРИКС, состоялась первая конференция БРИКС по антибиотикорезистентности «Реальность и наши ожидания». И её материалы нашли свое отражение в итоговой Декларации ООН, и в итоговом документе, который в октябре был подписан министрами БРИКС.
- Сегодняшняя политическая ситуация в мире оказывает какое-то влияние на обсуждение таких проблем?
- Научный мир в области борьбы с антибиотикорезистентность друг-другу довольно хорошо известен. На каком-то институциональном уровне – да. Например наш университет, к нашему глубокому сожалению, сотрудничать с университетами западной Европы не может. Не по нашей инициативе. Но с другой стороны, эти же ограничения открывают широкие перспективы взаимодействия со странами БРИКС, чем мы сейчас активно занимаемся. На личностном уровне настоящие профессионалы, занимающиеся проблемой во всем мире прекрасно понимают, что микробы не признают границ. Ни политических, ни экономических, ни каких-бы то ни было.
- Вы, как ученый, какой видите финал борьбы с антибиотикорезистентностью и есть ли он в принципе.
- Я считаю, что это очень серьезная проблема, требующая внимания государства, и она критически важна. Есть конкретные цифры, в преддверии Генассамблеи были опубликованы следующие данные. Если ничего не делать с антибиотикорезистентностью, то к 2035 году ожидаемая продолжительность жизни в мире упадет на 1.8 года, а дополнительные затраты на здравоохранения к 2050 году составят 1 триллион долларов США, из которых 412 миллиардов на лечение самих инфекций, и более 430 на компенсации потери трудоспособности. Эти цифры показывают серьезное влияние проблемы на экономику. Борьба с резистентностью сегодня обойдется в разы дешевле.
Что мы ждем? Без сомнения это повышение уровня знаний специалистов, то, что близко нашему университету, разработку новых методов диагностики и новых технологий диагностики, разработку новых препаратов и оптимизацию использования известных антибиотиков, серьезные успехи в профилактике, включая вакцинацию, и кроме того очень важен инфекционный контроль, т.е. профилактика распространения инфекций в стационарах, во внебольничных условиях и т.д.
Эти вроде бы простые вещи, которые хорошо известны, но при внимании государства и руководителей государства, что принципиально важно, эта программа не останется словами.
- Спасибо большое, Роман Сергеевич, за ответы на наши вопросы, и удачи Вам и Ваши коллегам в нелегком деле борьбы с инфекциями. Будем надеяться, что все Ваши планы претворятся в жизнь.
В заключение хочется сказать, что наш, горячо любимы город, снова оказался на передовой мировой истории. Именно у нас на базе Смоленского государственного медицинского университета работает Научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии, который и работает над проблемами антибиотикорезистентности. И работает успешно.
На этот раз поле борьбы тихое и незаметное, но от этого накал борьбы не менее острый. И может повлиять на судьбы всего мира.
Впрочем, Смоленску не впервой влиять на судьбы мира.