Режиссер Смоленского камерного театра раскрыла тайны закулисья

Заканчивается постмодернизм, начинается метамодерн

Каждый день на планете Земля миллионы поклонников Мельпомены отправляются в театры – большие и малые, академические, камерные, драматические и музыкальные. У зрителей могут быть разные цели, но есть и одна общая – погружение в волшебный мир театра.

Заканчивается постмодернизм, начинается метамодерн

Есть в году особый день – 27 марта, когда актеры и все причастные к  этому волшебному миру искусства могут принимать подарки и поздравления. Этот день получил название Всемирного дня театра. В преддверии праздника на радио «Весна» и к нам в гости, в редакцию, пришла главный режиссер Смоленского Камерного театра Александра Иванова.

– Александра, начнем с вопроса о том, как пришла мысль попробовать себя в этом нелегком деле – в роли театрального режиссера?

– Такая мысль не приходила вообще до определенного момента. Но я  фаталист, человек, который верит в причинно-следственную связь, естественный план своей жизни. В самом начале осмысленного и разумного пути я хотела быть хореографом. В 12 лет заявила, что хочу стать хореографом в театре имени Вахтангова. Хотя я даже не знала точно, чем занимается хореограф, режиссер, да и где такой театр Вахтангова. Но, видимо, недаром говорят, что  мысли материальны. Вначале был долгий путь хореографа. Будучи уже профессиональным хореографом, окончила Смоленский институт культуры. Но мне всегда мало знаний – тяга учиться пересиливает все страхи неизвестного. Поэтому я стала бороздить просторы Европы и учиться там. И вот несколько лет назад мне позвонила знакомая артистка из Камерного театра и сказала о том, что им нужен хореограф. Почему бы нет, подумала я – и пошла работать хореографом-постановщиком. А потом волею той самой судьбы мне предложили стать уже главным режиссером.

– А твои первые впечатления о театре совпали с последующими реальными  представлениями о нем?

– Конечно, нет. Для простого зрителя, как нам преподавали в институте, как пишут в старых книгах актеры и режиссеры, – это люди другой формации. Они стоят выше на метр от жизни и смотрят на нее своими глазами. Но так как с раннего детства, будучи профессиональной танцоркой, я много времени проводила за кулисами, в том числе и театра, он уже не являлся для меня священным. Но разрыв представлений о том, что театр – это невероятное искусство, с тем, что ты видишь каждый день, был.

– Театр начинается с вешалки. А с чего начинается профессия режиссера?

– Режиссер, как и любая профессия, начинается с низов. Невозможно окончить институт и тут же прийти в театр режиссером. Да и не только режиссером. Нужно пройти длинный и довольно тернистый путь. Все профессионалы, которые добились тех или иных высот, занимаются своим делом, как правило, давно. Будь то танцы, пластика, пение, живопись… Я, окончив институт, поняла, что нужно продолжать повышать свой профессиональный опыт, и здесь мне жизнь предоставила величайшую возможность учиться в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина – у мастера Камы Мироновича Гинкаса. И мастера, которые у нас преподавали, они талантливейшие и величайшие.

– Почему эти люди стали великими? Почему они вызывают такие эмоции?

– Мне кажется, я для себя давно уже раскрыла этот секрет. Люди, которых мы сейчас знаем, люди известные, – это люди, на мой взгляд, попавшие в нужное время в нужное место. Сейчас такой струи, как в 60–70-е, нет. Это был прорыв в России – театральный художественный, перформативный. И люди, которые начинали творить тогда, – им очень повезло. И второй момент: любому выдающемуся достижению предшествует огромное количество упорства, труда и знаний.

– Хочется поговорить не о радужном. В чем главные трудности режиссера?   

– Первый вопрос, который задал мой учитель Кама Миронович: «Что такое режиссура?» И мы пытались придумать что-то умное, показать, что мы не зря учились в тех или иных вузах. Но он нас прервал и сказал очень простое предложение: «Режиссура – это терпиловка». Это вечное хождение по краю, катание на велосипеде в горящем пламени. Приходится работать с людьми, в первую очередь с артистами. Кого-то нужно убеждать, кого-то нужно заставлять, умолять, требовать. Вообще, режиссура не самая благодарная профессия во всех аспектах. Тебя чаще ненавидят. Причем лукавят и те, которые утверждают, что мечтают поработать с великим мастером, но когда этот «золотой мастер» начинает закручивать гайки – недовольными становятся все. У любого артиста – и сразу скажу, что это нормально, – очень большое эго. Поэтому вот такого артиста, талантливого, со своим мнением, нужно обуздать. Еще одна сложность – это, конечно, донести свою мысль. Прошли те времена, когда бралась пьеса и читалось все по тексту автора. Режиссер – это рассказчик и сочинитель. Я переделываю, вымучиваю и достаю тот смысл, который нужен именно мне. А у актера может быть совершенно иное видение и мнение. И мне нужно убедить, что мой смысл и мое мнение – правильные. Это очень эмоциональная работа.

– Так кто главный в театре – режиссер или актер?

– Я бы сказала так: режиссер – как Сусанин или как Моисей. Человек, который ведет за собой группу людей. И так складывается, что и труппа, и режиссер идут в полной темноте. Мы идем в неизвестность. Потому что никто не скажет, и мы не знаем, будет спектакль успешным или нет. Поэтому режиссеру приходится вести людей в полнейшей темноте, но при этом убеждать их в правильности этого пути.

– Ты довольна тем результатом, куда ты привела свою труппу?

– Да. Наш состав – это очень профессиональная молодежь, и качество работы, на мой взгляд, на высшем уровне. И когда приезжает режиссер, довольно известный, и ставит спектакль с моей труппой, и при этом хвалит ее и за профессионализм, и за дисциплину, я понимаю, что на данный момент я достигла той планки, которую ставила.

Труппа теарта

– А качество постановок изменилось?

– Не берусь сравнивать – на мой взгляд, это не очень корректно. Скажем так. Когда я работала в театре балетмейстером, я глубоко не вникала в режиссуру. От меня она не зависела. Но вот когда я стала главным режиссером, я поняла главную проблему на тот момент – полное отсутствие художественной политики. Спектакли ставились разношерстные, и напрочь отсутствовал репертуар как таковой. Поэтому сейчас каждый год я очень серьезно подхожу к этому выбору и хочу, чтобы каждый год это была определенная творческая область. Вот, например, прошлый год я посвятила классике.

– Ложка дегтя. Одно из мнений, которые сложились вокруг твоего имени, – что ты как раз разрушила классический камерный театр, превратив его в Бродвей. Что ты думаешь об этом?

– Для того чтобы что-то проанализировать, нужно время. Ничего не дается сразу, и за два года, пока я нахожусь на этом творческом посту, могу сказать точно: невозможно сразу перевернуть большой корабль. За время моего режиссерства поставлены далеко не бродвейские произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М. Горького. Может быть, такое мнение сложилось по постановке «Сказ про Федота Стрельца» по Л. Филатову? Это получился спектакль-кабаре, и я осмысленно не стала превращать его в очередную руссконародную сказку. Этих сказок уже достаточно большое количество, чтобы добавлять туда еще одну. И мне приходилось бороться и выискивать новые пути, и чтобы он «заиграл», нужно было проявить смекалку и сдвиг. И не говорю, что то, как я делаю, – это абсолютно верно и нельзя оспорить. Это можно и нужно оспаривать. 

– Классический репертуар или современная драматургия – с чем интереснее работать?

– Следующий год я хотела бы объявить годом современной драматургии в театре. Драматургия бывает очень разной – легкой, смешной, но это все про сегодняшний день. Мы живем в очень интересную эпоху: заканчивается постмодернизм, начинается метамодерн. Это отсутствие всяких смыслов в хорошем понимании. Если раньше спектакль обязан был привнести четкий сюжет, четкую мысль режиссера и артистов, ясные внятные и понятные декорации, то сейчас театр не должен никому и ничего. Все строится на личности режиссера и личности актеров. Театр – это живое существо, со своей душой и эмоциями, и он остается театром и движется ровно так, как движется и развивается человек.

Справка МК:

Датой основания Смоленского Камерного театра считается 1 апреля 1989 года. Возглавили Смоленский Камерный театр актёры – Александр Бобров (директор) и Николай Парасич (главный режиссер). Смоленский Камерный театр не раз удостаивался наград на всероссийских и международных фестивалях. Спектакль «Театр парадокса» по румынской классике стал лауреатом фестиваля «Славянский венец» в Москве. Сказка-игра по пьесе К. Драгунской «Все мальчишки – дураки!» в 2007 году получила гран-при на Московском областном театральном фестивале «Долгопрудненская осень». В 2009 году спектакль «Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю стал дипломантом фестиваля «Русская классика» в Лобне, а на следующий год на том же фестивале актриса Мария Нестрян получила приз «За лучшую женскую роль» в спектакле «О чём пел соловей?» по произведениям М. Зощенко. В начале 29-го, предъюбилейного театрального сезона в 2017 году главным режиссером назначена А.А. Иванова. В апреле 2016 года Александра Иванова поставила пластический спектакль по повести Н.В. Гоголя «Шинель», который в ноябре того же года получил первую награду на фестивале. В 2017 году «Шинель» была показана на сцене Центрального Дома работников искусств в Москве, а в сентябре по приглашению немецкой стороны участвовала в фестивале в городе Хагене (земля Северный Рейн-Вестфалия). 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру