В смоленской редакции оказался уникальный номер "МК" за 1968 год

Сын Земли

11.04.2019 в 14:02, просмотров: 489

Перепечатано из номера «Московского комсомольца», № 76 (8999) от 31 марта 1968 года.

В смоленской редакции оказался уникальный номер

В 2019 году «Московский комсомолец» празднует столетие. Вся история страны за минувший век пишется на страницах этого издания, востребованного несколькими поколениями россиян. Сегодня редакция «МК в Смоленске» предлагает вам вспомнить одну из страниц – материалы, опубликованные в номере «Московского комсомольца» в воскресенье, 31 марта 1968 года. Эти статьи посвящены нашему земляку Юрию Гагарину, любимцу всей планеты и первому человеку, отправившемуся в космос. И хотя передовица номера была посвящена похоронам на Красной площади Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина, сегодня, в преддверии 12 апреля, Дня космонавтики, мы публикуем материалы с 4-й страницы газеты, напечатанной 51 год назад, – «Сын Земли».

Первый рассказ о путешествии на Луну был написан восемнадцать столетий назад Лукианом Самосатским. Он начинался с опровержения: «Я пишу о том, чего никогда не видел, не испытал и не узнал от другого, чего нет и не может быть на свете, и поэтому мои читатели ни в коем случае не должны верить мне».

Но люди стремились к звездам и хотели верить.

Галилей обращал к небу свой телескоп. Кеплер вычислял законы движения планет. Ломоносов открывал атмосферу на Венере.

Медленно и кропотливо составлялась звездная карта. Долгое время кроме моряков и астрономов использовать ее могли только герои фантастических книг. Сирано де Бержерак отправлял к ночному светилу «железный экипаж», снабженный пороховыми
ракетами. Жюль Верн волновал воображение описанием рейса из пушки на Луну. Однако во времена великого фантаста отец будущих знаменитых пилотов американский священник Райт бился об заклад о невозможности построить самый обыкновенный,  вульгарный самолет. Человечеству еще предстояло научиться летать над Землей.

Двадцатый век ворвался в науку и технику как  свежий ветер. Радио, авиация, автоматика – эти понятия становились обыденными, едва явившись на свет. Люди снова смотрели в небо с надеждой и уверенностью. В школьные хрестоматии вошло имя Константина Циолковского. Его называли глухим мечтателем из Калуги. Он действительно плохо слышал, этот Бетховен космоса. «Невозможное сегодня станет возможным завтра», – говорил Циолковский, в начале нашего столетия теоретически обосновав межзвездные путешествия на ракете.

Небо обнимает всю Землю, все ее материки. В повести «Вне Земли» у «мечтателя из Калуги» на равных правах действуют русский, американец, немец, англичанин, итальянец, француз. Отец современной науки об освоении космоса считал, что Вселенная принадлежит всем.

Но, конечно, каждой стране хотелось быть первой. Подготовка к броску в небо велась и в России, и в Германии, и в Америке. Люди дерзали и несли потери. С конца сороковых годов все настойчивее звучали пророчества о близости больших событий. В июле 1955 года Белый дом официально сообщил о намерении США запустить искусственный спутник.

4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли был выведен на орбиту. Его создали советские ученые. Они поздравили заокеанских коллег, когда позднее маленькая звездочка поднялась и с мыса Канаверал.

Наука есть наука, и успехи ученых разных стран взаимно дополняют друг друга. Снимки обратной стороны Луны, принесенные советской ракетой, были опубликованы повсюду. Весь мир заинтересовала и гипотеза американца Ван Аллена о существовании радиационного пояса вокруг нашей планеты. Расшифровке этой гипотезы во многом помогли работы советских исследователей космических лучей Вернова и Чудакова...

За три с половиной года, прошедших после прорыва в космос, человечество получило множество спутников, искусственные планеты, лунники. Отправилась к Венере советская межпланетная станция. Но все ждали большего. Все ждали, когда в космос отправится человек.

И вот это событие произошло. 12 апреля слово «свершилось» никому не казалось излишне торжественным.

Свершилось!

История еще не раз вернется к этому дню. Будет написано и о том, как готовился полет, и о тех, кто его готовил. Но уже сейчас предельно ясно, что «Восток» возвестил о подвиге миллионов рабочих, крестьян, ученых, о подвиге социализма, посвященном людям будущего, коммунистического общества.

Земля ахнула от восторга. Проснувшись апрельским утром, она не узнала себя. Все вдруг поняли, что сделан шаг в неведомое, неизвестное и многообещающее.

Куда было деваться скептикам!

Несколько лет назад доктор Эдвард Тэллер, американец, мог сказать о межпланетных путешествиях: «Зачем это нужно? Я не вижу никаких выгод... Но я также не знаю, какими практическими соображениями руководствовался Колумб».

Теперь так не говорит никто.

Юрий Гагарин знал, зачем отправлялся в путь. Он стал первым из людей, шагнувших из «колыбели», как называл Циолковский нашу планету. И человечество сразу возмужало. Эпоха фантастических рассказов о пионерах космоса кончилась. Последний был написан 11 апреля. Дальше началась область реального. Земля стала портом Вселенной.

12 апреля 1961 года

Выдержка из номера «Московского комсомольца», № 76 (8999) от 31 марта 1968 года

Утро 12 апреля. Рядовое утро третьего го­да семилетки. На юге сеяли хлопок, на севере еще лежал снег.

Этим утром в тихой комнате поднялся с посте­ли человек, имя которого теперь символизирует творческий подвиг совет­ского народа.

Президент Академии наук СССР А.Н. Несмея­нов говорил на пресс-кон­ференции:

– Следует подчерк­нуть исключительное му­жество, выдержку и само­обладание пилота-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. В ночь перед полетом, как это было предписано ему врачами, Юрий Алексеевич крепко спал и был разбужен за несколько часов до поле­та. Он шутил и своим бодрым настроением ук­реплял уверенность в ус­пехе полета. Когда ему сообщили, что подается команда на запуск ракет­ных двигателей, он весе­ло сказал: «Ну, поеха­ли!»

...Летчик поднялся в то утро с постели и за­нялся обычной спортив­ной зарядкой. Потом его одевали, ибо не так-то просто облачиться в «кос­мические доспехи» без по­сторонней помощи.

Потом пилот, которому двумя днями позже при­своили звания Героя Со­ветского Союза и летчика-космонавта СССР, по­дошел к подножию кос­мического корабля. Последние объятия, и вот Гагарин приветственно поднимает руки. До свидания, друзья! До скорого свидания!

Точно в намеченный срок могучая ракета рванулась в далекую даль Вселенной, унося на борту посланца советского народа.

Перед полетом в космическое пространство на корабле-спутнике «Восток» Ю.А. Гагарин сделал для печати и радио следующее заявление:

«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гор­дость? Нет, это была не только гордость. Я испы­тал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?!

Но вслед за этим я по­думал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем меч­тали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне.

Счастлив ли я, отправ­ляясь в космический по­лет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участ­вовать в новых открыти­ях.

Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма – общества, в которое уже вступает наш совет­ский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.

Сейчас до старта оста­ются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в да­лекий путь. Как бы хоте­лось вас всех обнять, зна­комых и незнакомых, да­леких и близких!

До скорой встречи».